Программа дополнительного образования Высшей школы журналистики ТГУ совместно с ведущими музыкальными изданиями России

Музыкальная
журналистика
1 семестр | Томск

Лекции и общение с представителями индустрии

Курсовой проект в портфолио

Практические занятия

✦ Удостоверение о повышении квалификации гособразца

Как говорили и писали о музыке 100, 50 или 25 лет назад — и как говорить и писать о ней сейчас? Мы рассказываем о новых стилях и направлениях, музыкальной моде и дизайне в музыке, молодёжных течениях и группировках, музыкальном кино и видео, литературе о музыке, о рекорд-индустрии и концертном бизнесе.
Музыкальное медиа The Flow — 900 000 просмотров интервью,
ИМИ.журнал о музыкальной индустрии — 18 000 подписчиков в социальных сетях,
подкаст о музыке «От хора до хардкора» — 5000 прослушиваний
Не только актуальная специализация, но и отличная надстройка компетенций к уже полученной профессии
Вы научитесь
Писать и говорить о музыке
Вы будете уверенно владеть знаниями о музыкальной индустрии, чтобы создавать свои проекты

Брать интервью

Сможете работать в прямом эфире и под запись, на концерте и в сложных условиях
Анализировать явления
Вы сможете находить закономерности появления новых музыкальных явлений, направлений, субкультур
Разбираться в процессах
Создание подкастов, работа на радио и концертных площадках будет для вас знакомой и понятной
Знать особенности индустрии
Узнаете о тонкостях авторского права и ограничениях для СМИ
Понимать исторический контекст
Вам будет знакома краткая история музыкального прошлого и рождение новой сферы
Спикеры курса
Александр Арляпов
музыкальный журналист, главный редактор журнала «Новый Рок»
Сергей Мезенов
музыкальный критик и обозреватель, Makers of Siberia, Colta.ru
Алексей Пономарёв
редактор подкастов издания «holod.media» и радио «Arzamas», музыкант
Михаил Найбороденко
музыкальный критик, интервьюер медиа [moisture]
Александр Лунев
радиоведущий, создатель интернет-радио RTFM
Наталья Югринова
главный редактор журнала JAZZIST
Александр Морсин
музыкальный критик, экс-владелец магазина музыкальной литературы «Нет Not», автор канала «Между The Rolling Stones и Достоевским»
Павел Богданов
дизайнер и арт-директор студии «Дизайн-оркестр», диджей
Николай Коновалов
режиссёр-документалист, преподаватель ВШЖ ТГУ
Ада Бернатоните
киновед, преподаватель ТГУ
Наталья Жилякова
преподаватель ВШЖ ТГУ, автор книги о томском рок-андеграунде «Рок-н-ролл на Южной»

Лучшие ученики получат личные рекомендательные письма от спикеров курса

После обучения получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца
Как будете обучаться
Одно очное занятие (1,5 часа) в неделю с февраля по май
Домашние задания каждую неделю
Спикеры федерального уровня в вашей аудитории
✦ Первое занятие бесплатное
Менеджер курса на связи каждый день
Программа курса
Вводное занятие. Знакомство с преподавателями
Общие цели, задачи и краткое содержание курса, темы и затрагиваемые вопросы. Краткая история музыки как социального феномена. Тезисно о развитии музыки от древности до рубежа XIX-XX веков, изменении её социальной функции (от ритуальной к «духоподъёмной» и «развлекательной»), разделении на «высокие» и «низкие» жанры; зарождении и начальном развитии шоу-бизнеса и музыкальных медиа в XIX – первой половине ХХ века.
Краткая история современной поп-музыки XX – XXI веков
Эволюция жанров, знаковые развилки – изобретение новых технических средств и способов звукоизвлечения и звукозаписи, новых методов донесения смыслов и т.д. Революция в музыке и медиа в середине ХХ века (появление рок-н-ролла и дальнейшее развитие рок-музыки с бурной эволюцией её жанров, связанные с этим процессы в медиа и культуре, развитие молодёжных субкультур и андеграунда, общественные активности и протестные волны как питательная среда для этих процессов; революционные прорывы в техническом прогрессе как основа для новых музыкальных явлений и новаций в шоу-бизнесе; революция в медиа: появление телевидения, чарты и хит-парады, подпольная пресса и т.д.). Краткая история рекорд-индустрии: от нотных издательств и фонографов Эдисона и Берлинера – до рекорд-лейблов и кризиса в эпоху цифровизации; особенности работы звукорежиссёра, скаута лейбла и саундпродюсера. Цифровая эпоха в музыке: новые музыкальные жанры, коренные перемены в музыкальной индустрии (свободное распространение контента, маргинализация физических носителей и упадок традиционной системы распространения)
История традиционных музыкальных масс-медиа
Как возникали и умирали культовые журналы; международные флагманы и маленькие зины; выживание в эпоху интернета. Российская музыкальная пресса: от расцвета 80-90 гг – к нынешней сегментации; культурный пласт самиздата; попытки издания русских вариантов культовых западных журналов. Миграция в Сеть: от сайтов печатных СМИ – к интернет-журналам и микромедиа (блогам, влогам, пабликам в соцсетях, телеграм-каналам). Кризис традиционных медиа (как печатных, так и электронных), возникновение и развитие интернет-медиа. Кратко о томской музыкальной журналистике – ретроспективный обзор от первого бума времён перестройки до наших дней (опыты издания музыкальных журналов «КоМуз», «Новый Рок», «Томский рекордер»; медиа эпоха «цифры»: Кислород, Ground, Постер, Аксиома и т.д.)
Краткая история музыкальной литературы – от нотных изданий до нынешнего разнообразия
Книги о музыке и музыкантах – как отдельный этап журналистики и критики: мемуары, биографии, аналитические исследования, исторические ретроспекции, документальная проза и публицистика и другие жанровые развилки. Влияние цифролюции и падения продаж бумажных книг на литературу. Опыт книжных магазинов как культурных «мест силы». Работа над книгой «изнутри» - авторский взгляд.
Как писать тексты о музыке
Краткая история эволюции от философских трактатов XVIII-XIX веков – до микромедиа XXI века; взлёт и падение разных жанров, жанровая мутация в цифровую эпоху. Авторская оценочность как основа основ; сравнительность как один из важных принципов. Актуальные дискуссии о профессиональных стандартах в пишущей музжурналистике.
Музыкальное радио
Взлёт, развитие и стагнация, цифровая эра в аудио-сфере – подкасты, интернет-радио, стримовое вещание, и т.д. Краткая история томского музыкального радио.
Подкастинг
Подкасты как отдельный жанр аудио-журналистики. Практический опыт создания подкаста.
Технология создания интервью
Особенности общения в разных условиях (в прямом эфире и под запись, в полевых условиях, на концерте или фестивале, в студии и т.д.); неожиданности и «подводные камни», тонкости индивидуального подхода и общие обязательные принципы. Практический опыт общения с артистом, музыкантом, ньюсмейкером. Особенности разных сцен и субкультур: джаз, рок, хип-хоп, авангард, электроника и клубно-диджейская среда, этника и фолк.
Визуальная эстетика в музыке
История дизайна от постеров, обложек журналов и конвертов пластинок – к цифровой эре; мода и шоу-бизнес, арт-сообщество и музыкальная тусовка (взаимовлияние искусства и музыки, поп-арт, перформанс, акционизм, психоделия, минимализм и другие линии соприкосновения).
Музыкальное кино и видео
История взаимного влияния кинематографа и музыки: от мюзиклов и кинозарисовок – к документалистике и байопикам. История видеоклипа и рождения новой визуальной эстетики
История музыкального телевидения
Роль ТВ и новых цифровых платформ в медийной составляющей шоу-бизнеса: от хит-парадов и музыкальных телеканалов к видеоблогам и ютьюб-каналам. Практический опыт: как вести себя в кадре, взаимодействовать с оператором и объектом съёмки и т.д. Фото и видео в медиа: особенности работы фотографа и видеографа в сфере музыкальной журналистики; репортажная съёмка событий (концертов, фестивалей, клубных вечеринок, опен-эйров и т.д.), работа «в поле», в помещении и т.д.
Как устроена концертная индустрия
Фестивали, концерты, гастрольные туры, вечеринки, опен-эйры и рейвы. Как работают концертные и букинг-агентства, арт-директора клубов и диджейские промо-группы – как они взаимодействуют с медиа. Государство и медиа: опыт взаимодействия с официальными органами (департаментами и управлениями культуры и молодёжной политики, пресс-службами госструктур и муниципалитетов, филармониями и т.д.), как они выстраивают свою работу с медиа-средой.
Правовые основы
Юридические аспекты в музыке и работе музыкальных медиа. Краткая история цензуры в музыке и масс-медиа. Авторское право, различные ограничения для СМИ и т.д.
О Высшей школе журналистики ТГУ
Эта профессиональная школа более 40 лет готовит журналистов и редакторов, продюсеров и издателей, дизайнеров и телеведущих для медиакомпаний разных стран.

Исследователи Высшей школы журналистики изучают новые медиа, закономерности и тренды потребления информации, погружаются в историю, психологию, социологию СМИ.
Музыкальная
журналистика
старт курса в сентябре 2022
3 000 руб./мес
12 000 18 500 руб. за курс
✦ Томск
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных
Записаться на бесплатное первое занятие курса или получить консультацию
Часто задаваемые вопросы
Я никогда не работал(а) с журналистикой и от музыки далек(а). У меня получится?
Да, курс рассчитан на студентов разной степени подготовки. Если вы впервые сталкиваетесь со сферой музыкальной журналистики, вам просто нужно чуть больше времени для самостоятельной работы.
Какой график обучения? Смогу ли совмещать его с учёбой и работой
Очные занятия проходят раз в неделю в вечернее время.
Сколько часов в неделю нужно будет уделять учёбе?
Еженедельные лекции длятся 1,5 часа. Самостоятельное обучение, выполнение домашних заданий и работа над проектами зависит только от вас. В среднем наши студенты занимаются от двух до четырёх часов в неделю.
Я смогу общаться со спикерами курса?
В время лекций, проверки домашних заданий, питчингов проектов и итоговых смотров, да. Ежедневную поддержку в чате курса будет обеспечивать менеджер программы.
Как проходит зачисление на курс?
Оставьте заявку на этом сайте, менеджер свяжется с вами для уточнения подробностей. Перед началом курса вы получите письмо-инструкцию. Подписать договор можно будет на втором занятии, а оплатить сразу после него.
Предусмотрены ли рассрочка, оплата частями или отложенный платёж?
Сразу платить не потребуется. Первое занятие открытое и бесплатное, после него вы сможете заключить договор и оплатить обучение.